Колыма на "Магаданце".


В преддверии празднования дня рождения города, 16 июля, на причале торгового порта хлебом-солью под звуки духового оркестра встречен пограничный сторожевой корабль 2-го ранга ледового класса «Магаданец».

Несмотря на то что заход корабля сюда был запланирован, этого могло и не случиться, ведь пограничники круглые сутки несут боевую вахту и в любой момент могли произойти непредвиденные обстоятельства, которые помешали бы этой долгожданной встрече.

За последних полтора месяца «Магаданец» задержал два судна-нарушителя. Оба они были доставлены в порт Петропавловск-Камчатский для дальнейшего разбирательства.

ПСКР «Магаданец» - корабль небольшой. Его длина 56 метров, а ширина - 12, максимальная скорость - 15 узлов. Построен он на основе морского буксира на Ярославском судостроительном заводе. Такие корабли начали строить примерно с середины 70-х годов, корпус «Магаданца» был 41-м.

По словам командира ПСКР «Магаданец» капитана 2-го ранга Алексея ТИМОХИНА, его строительство затянулось, да и такое название он получил не сразу.

- Наш корабль был заложен еще в 1997 году, но по известным причинам строительство приостановилось, поэтому он девять лет практически готовый стоял и ждал своего часа. И вот на нем установили необходимое навигационное и другое оборудование, и в 2006 году корабль спустили на воду, - рассказал Алексей Николаевич.

- Более того, когда вновь сформированный экипаж прибыл в Ярославль, то увидели, что на ПСКР большими белыми буквами было написано «Якутия» -так согласно нештатному решению первоначально назывался «Магаданец».

Экипаж формировался в течение полугода, потому что кто-то до последнего момента находился в море, костяк корабля составили военнослужащие ПСКРов «Брест» и «Сахалин». То, что наш ПСКР назван «Магаданцем», - это очень хорошо, ведь Магадан один из крупных и красивых городов на Дальнем Востоке.

В этом есть и элемент пропаганды: люди, живущие здесь, должны знать, что о них помнят, да и экипаж этим названием дисциплинируется. Специфика службы такова, что основную часть времени мы проводим в море, для всех членов экипажа это большая физическая и психологическая нагрузка.

И тем не менее параллельно с несением службы, непогодой корабль подготовлен к приходу в Магадан, предусмотрели все до мельчайших нюансов, потому что «Магаданец» - это марка, на нас равняются и другие корабли.

Кстати, и парадную форму мы надеваем нечасто, поэтому приход сюда для нас - праздник, мы рады встрече с колымчанами и в городе, и на борту ПСКР

- Алексей Николаевич, к месту несения службы ПСКР шел Северным морским путем. Последний раз военный корабль проходил его в 1988 году, трудно ли пришлось экипажу, по сути-то, необкатанного корабля?

- Трудность является таковой, когда возникает внезапно, а когда человек к ней уже готов, она становится частью работы. Наш корабль имеет ледовый класс и предназначен для круглогодичного несения службы.

Кто не бывал зимой в море, тот может только догадываться, что это такое, но, без сомнений, там гораздо сложнее, чем на берегу. Поэтому к переходу экипаж готовился тщательно. Тогда же с нами шел ПСКР «Карелия», а вели нас от города Высоцка атомные ледоколы «Таймыр» и «Арктика», самостоятельно уже по чистой воде пошли от острова Врангеля. На этот переход потребовалось всего 19 суток.

Это также было своего рода пропагандой нашего морского пути, ведь перегонять корабли или суда гражданского флота из Европы в Азию через Панамский канал или южным путем через Африку - дело затратное как в денежном, так и во временном отношении.

Признаюсь, для меня, как челог века, отвечающего за корабль, безопасность плавания, было сложнее идти по внешним трассам через Балтийское и Норвежское моря, чем Северным морским путем, ведь там со всех сторон окружают другие государства и никаких осечек не должно быть.

Техника должна работать исправно, потому как район тот в судоходном отношении сложный: возможность маневрирования ограниченна, плавание по фарватеру, постоянно нужно было выходить на связь с береговыми службами, двигались в сопровождении катеров береговой охраны. Далее психологически стало проще.

- Как далеко от родных берегов несет службу ПСКР «Магаданец»? Часто ли приходится иметь дело с нарушителями и как они ведут себя при встрече?

- «Магаданцу» приходится бывать везде - от Чукотки до Сахалина, Южных Курил, Японии, также наш корабль совместно с американскими коллегами выполняет задачи по охране водных ресурсов в центральной части Тихого океана.

Поручают какой-либо район, но сразу замечу, что это работа не только нашего корабля. Совсем недавно произошли два случая задержания судов-нарушителей, успешный исход которых был возможен благодаря совместным действиям с авиацией ФСБ.

Нарушители есть везде, чаще приходится сталкиваться с судами, плавающими под иностранными флагами, но, как это ни печально, с российскими экипажами. Конечно, они всеми средствами, законными и нет, стараются препятствовать нам, как-то оттянуть время, но в итоге мы свое дело доводим до логического конца.

Да, капитан задержанного судна может отказаться следовать за нами, объясняя это поломкой двигателя, но в таком случае судно будет взято на буксир и доставлено в порт. Корабли других классов такой задачи решить уже не могут. Даже если в море задерживают нарушителя, все равно зовут нас.

Были случаи, когда другой корабль задерживал судно, оно отказывалось от следования в порт в связи с поломкой двигателя - с нашим приходом у. него все начинало работать, и оно пыталось скрыться бегством. Но и в этом случае у нарушителя шансов уйти нет.

Погоня может быть продолжительной (последний раз она длилась восемь часов), но результат будет неизменным. Мы все равно добьемся исполнения им законных требований. И это не только наша заслуга, это результат работы большого круга лиц.

Кстати, информационные заметки в СМИ о таких задержаниях - также часть профилактической работы, поскольку читаем их не только мы, но и. те, кто стоит по другую сторону закона.

- Алексей Николаевич, до этого мы больше говорили о службе, корабле, а кто они - члены экипажа «Магаданца»? Что вас самого привело в море?

- Несмотря на то что родился я в Калуге, где моря нет, были книги с рассказами и повестями, от которых веяло морской романтикой, дальними странами. Поэтому после школы поехал в Санкт-Петербург, поступил в Высшее военное морское училище и успешно окончил его.

Службу начинал штурманом на корабле такого же проекта. Сейчас, оглядываясь назад, ни о чем не жалею, в какой-то мере мои мечты сбылись, а ведь не каждому дано быть тем, на кого учился.

О экипаже говорить сложнее, потому что сказать о ком-то одном, значит, принизить заслуги другого. Здесь 47 человек, и каждый из них - специалист своего дела, отзывчивый, порядочный человек, ведь, прежде чем попасть на ПСКР, каждый проходит серьезный отбор.

И сегодня все они отлично справляются со своей основной задачей - охраной государственной границы. Я доволен своим экипажем, рад, что служу вместе с ним, и надеюсь, что у них о своем командире такое же мнение.

Я никогда их не подвожу, и они еще ни разу даже в мелочах меня не подвели. К тому же вместе мы прошли то, что бывает, возможно, раз в жизни, да и то не у каждого, - приняли судно и прошли на нем Северным морским путем.
"Магаданская правда"









Колымские колонки