МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 1 полугодии 2010 года усилия на данном направлении были сосредоточены на комплексном решении проблемы борьбы с коррупцией, одновременно по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной системы до правового просвещения граждан и воспитания в них нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям коррупции.
Совместными усилиями правоохранительных органов и прокуратуры области все чаще удается обеспечить реализацию принципа равенства перед законом независимо от должностного положения.
Скоординированные усилия направлялись в текущем году на выявление преступлений, совершаемых не рядовыми должностными лицами.
Возбуждено и расследуется уголовное дело по факту злоупотребления главой администрации Северо-Эвенского района служебными полномочиями по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию дороги с причинением ущерба бюджету муниципального образования «Северо-Эвенский район» на сумму более полутора миллионов рублей.
Направлено в суд для рассмотрения по существу уголовное дело по обвинению главы муниципального образования «Тенькинский район» в мошенничестве с использованием служебного положения, выразившемся в незаконном получении денежных средств, выделенных на реализацию именного государственного жилищного сертификата.
В 1 полугодии 2010 года судами области рассмотрено 8 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. По всем делам постановлены обвинительные приговоры.
Например, приговором Ягоднинского районного суда Магаданской области осужден за превышение должностных полномочий сотрудник ОВД по Омсукчанскому району к 4 годам лишения свободы, с лишением специального звания капитан милиции, правом занимать должности в ОВД в течение 3-х лет. Приговор суда не вступил в законную силу.
Немаловажным направлением в сфере борьбы с коррупцией является мониторинг региональной и ведомственной нормативной базы, выявления и устранения коррупциогенных факторов в действующих нормативно-правовых актах и их проектах органов государственной власти и местного самоуправления.
Органами прокуратуры Магаданской области в истекшем периоде 2010 года выявлен 21 нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы.
В ходе изучения нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, выявлялись коррупциогенные факторы в сфере бюджетных правоотношений, использования и предоставления земельных участков, проведения аукционов по размещению рекламной продукции и др.
Коррупциогенные факторы заключались в диспозитивном установлении возможности совершения органом местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, необоснованном установлении исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления, неопределенности условий принятия решения.
Все указанные положения создавали возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц.
В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 15 нормативных правовых актов.
Например, Магаданской областной думой рассмотрено и удовлетворено требование прокуратуры области об исключении из Закона Магаданской области от 30.12.2004 N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" коррупциогенного фактора выразившегося в отсутствии условий или оснований принятия решений о назначении пособия, четкой регламентации прав граждан и организаций, наличии завышенных требований, предъявляемых для реализации права.
Значительное количество нарушений выявляется прокурорами при проведении проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе.
Нарушения названного законодательства выявлены в Управлении Россельхознадзора по Магаданской области, Управлении по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира (объектов охоты) администрации Магаданской области, Охотском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству и ряде других органов.
Так, не всеми органами государственной власти соблюдаются требования ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» о разработке порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.
Не вносятся в положения Должностных регламентов дополнения, связанные с выполнением служащими указанных выше обязанностей.
Имеются случаи создания и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушения законодательства о государственной службе допускались при принятии на должности государственной службы граждан без проведения конкурса, при предоставлении государственными служащими сведений об имуществе, несоблюдении установленных законом ограничений и запретов.
Органами прокуратуры области проводится систематическая работа по выявлению и пресечению противоправной деятельности должностных лиц в отношении субъектов предпринимательской деятельности, обоснованность и эффективность проводимых контролирующими органами проверок.
Так, проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности в нарушение действующего законодательства выявлено в деятельности Департамента природных ресурсов администрации области, ряде других органов.
Прокуратурой области на постоянной основе анализируются обращения граждан и организаций по фактам коррупции. В рассматриваемые периоды обращения, поступившие в органы прокуратуры области, носили различный характер.
Наиболее типичными явились обращения на нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе по соблюдению квалификационных требований при приеме на работу, ограничений и запретов государственными и муниципальными служащими, таких как запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
Ряд обращений содержали сведения о нарушениях законодательства при проведении проверок учреждений, предприятий и организаций органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции.
В единичных случаях граждане и организации обжаловали действия должностных лиц при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, рассмотрении обращений граждан, выдаче разрешения на строительство, по фактам вымогательства взятки за предоставленный земельный участок, нецелевого использования бюджетных средств.
В органы прокуратуры поступали жалобы на необъективное расследование уголовного дела коррупционной направленности, нарушения уголовно-процессуального законодательства при производстве следствия, решения о прекращении и приостановлении следствия.
По результатам рассмотрения в текущем году удовлетворено 7 обращений граждан и организаций на нарушение законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции.
По остальным обращениям в удовлетворении отказано. Причинами отказа явились неподтверждение информации, содержащейся в обращении, неправильное толкование норм законодательства регулирующего соответствующие правоотношения.
По удовлетворенным обращениям для восстановления нарушенных прав граждан и организаций органами прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 4 представления, которые удовлетворены, нарушения устранены, 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 протеста, которые удовлетворены. Нарушенные права восстановлены.
Работа по данным обращениям органами прокуратуры области не прекраща-ется направлением ответа заявителю и получением информации об устранении нарушений закона по результатам принятых мер прокурорского реагирования.
Контролируются результаты фактического устранения нарушений закона, выявленных при рассмотрении обращений граждан и организаций.