Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; LinkfeedClient has a deprecated constructor in /var/www/kolyma-web/data/www/kolyma.ru/0de68a956d67129a8e0f2c4dcefbcf212d6eee39/linkfeed.php on line 3 Магадан > Версия для печати > Много было пройдено тропинок...
Обзоры прессы > Много было пройдено тропинок...

Много было пройдено тропинок...


07.11.2014.
«ВгМ» продолжают историческое путешествие по знакомым топонимическим объектам нашего любимого города. Сегодня - небольшой экскурс по его окраинам и небольшому уголку уходящей натуры центра. И за всеми этими названиями - судьбы первостроителей. Вольных, заключенных, пленных.

Почему-то вспоминаются стихи магаданского поэта Альберта Адамова:

Под суровым небом Магадана,
дружбою мужской наделена,
строгая, навеки молодая,
жизнь моя значения полна.
…Много было пройдено тропинок,
столько же построено дорог.
и охотским стлаником пропитан
нашего отечества дымок.


Марчекан

Назван так по имени ручья Марчекан. В 1930 году на Марчекане начали строить баню и склады Второй Колымской экспедиции Геолкома. А в 1933 году Дальстрой заложил здесь судоверфи, и через год на воду было спущено четыре новых катера. Затем судоверфи стали судоремонтным цехом МРМЗ.
Долгое время украшением Марчекана было трехэтажное здание с отделением связи N 2, построенное в 1939 году. Постепенно на Марчекане появились новые нестандартные здания. Здесь же расположилось и Марчеканское кладбище, где похоронено много знаменитых магаданцев, в том числе Инбор, Вадим Козин, Александр Вашковец, Михаил Ильвес, Александр Козлов, Вера Гоголева и многие-многие другие. Здесь же, на отдельной площадке - захоронения ветеранов Великой Отечественной войны.

Каменный карьер

«Шанхай» справа от Портового шоссе по пути к морскому порту носит название «Каменный карьер». За этим названием стоит целая эпопея, связанная со строительством первого морского причала.

По времени она заняла три года: от приказа о создании при Дальстрое конторы под названием «Строительство порта в бухте Нагаева» до официального открытия порта.

Для строительства порта понадобилось много леса и еще больше камня. Лес возили издалека - с верховьев реки Магаданки по узкоколейной железной дороге. В конце концов, уникальная роща крупноствольных лиственниц была полностью уничтожена. Камень же был под боком - вся ближайшая сопка.
За три года камня было добыто столько, что если бы уложить его в полотно, метровой толщины и пятиметровой ширины, то получилась бы от Магадана дорога через всю страну и Европу до Атлантического побережья Франции.

В результате бок сопки отодвинулся от берега за сотню метров, дав место и новому причалу, и портовым строениям, и дороге. Да еще осталось пустое место. Это место вскоре заполнили домишки самостроя, большинство которых стоит и по сей день.

Недалеко в районе бывшей отсыпки теперь расположился новый сквер «Морской», в котором, к слову, на Новый год обещают поставить большую елку и соорудить приличную ледяную горку.

Здесь же стоит теперь и один из новейших символов Магадана - симпатичный мамонт работы Юрия Руденко.

Железнодорожные

В Магадане, не имеющем железных дорог, есть Железнодорожная улица и три Железнодорожных переулка. Они находятся в треугольнике, с двух сторон ограниченном улицами Транспортной и Речной, и хранят память о железных дорогах, которые когда-то были в городе.
Первая узкоколейка была построена в сентябре 1933 года и шла к верховьям рек Магаданки и Каменушки. По этой дороге везли основной строительный материал города - лес. Самые крупные лиственницы шли на строительство первого причала морского порта. Но эта дорога просуществовала недолго. Когда весь лес был спилен, рельсы разобрали и позднее использовали для второй дороги.

Вторая железная дорога, тоже узкоколейка, была построена перед самой войной. Она соединяла Магадан и Палатку. Непрерывный поток грузов и людей шел по ней вплоть до 1960-х годов, когда автотранспорт стал ей серьезным конкурентом. Дорогу демонтировали и сегодня о ней напоминают редкие участки сохранившейся насыпи и названия улицы с тремя переулками, официально присвоенными им в 1951 году вместо единого наименования «Улица Ново-Магаданская».

Седьмой рабочий

В 1938 году на самом высоком месте Магадана между Нагаево и Марчеканом был построен Второй кирпичный завод. Первый кирпичный к тому времени исчерпал запасы сырья, а нужда города в строительных материалах была крайне острой. Рядом с заводом возникли дома для вольных, а для заключенных - лагерный пункт. Видимо, номер этого лагпункта и вошел в дожившее до нашего времени название микрорайона - Седьмой рабочий.
Один из бараков бывшего женского лагеря стоит до сих пор на улице Ясной. Вольные когда-то жили в несравненно лучших условиях. Для них были построены даже двухэтажные дома по Марчеканскому шоссе. Но и эти дома уже обветшали и разрушились от времени.

Речная улица

С речной улицы начинается дорога на Армань. Она идет вверх вдоль Магаданки и преодолевает два сложных, часто опасных, но очень красивых перевала - достопримечательность Магадана.

Долгое время улица была заурядным проселком. В 1954 году в устье реки Каменушки началось строительство Магаданской ТЭЦ, и тяжело груженый транспорт окончательно разбил дорогу. Тогда пришлось проектировать улицу с грунтовым покрытием. В 1957 году она была построена и получила свое нынешнее, довольно странное название.

Вообще, как считает краевед В. Семенов, в магаданских улицах много несуразицы. С Магаданкой связаны названия четырех улиц, не считая Речной: Лево-Набережная, Право-Набережная, Набережная и Набережная реки Магаданки. Это при том, что на самом деле ни одной набережной (берега, укрепленного стенкой из твердого материала) в городе нет.

В 1958 году на Речной улице со стороны Магаданки было построено 9 коттеджей для работников ТЭЦ. Строили их, как и саму ТЭЦ, заключенные. До сего времени остальные дома по этой улице - частные. Коттеджи эти сейчас постарели и обветшали. А когда-то на сотни метров вокруг это были роскошные постройки.